В.Путин: Как дела, Вячеслав Владимирович?
В.Гладков : Спасибо большое, Владимир Владимирович за встречу.
Разрешите мне доложить о текущих результатах социально-экономического развития региона и о действиях, которые мы предпринимаем для защиты мирного населения, исходя из оперативной обстановки.
Во-первых, хотел сказать Вам большое спасибо за федеральную помощь. Извините, большое количество материалов, хотел просто подробно. Мы за последние четыре года получили из федерального бюджета 5,7 миллиарда рублей на поддержку промышленности, малого и среднего бизнеса, из областного бюджета мы направили четыре миллиарда рублей.
По агропромышленному комплексу. 16 миллиардов рублей мы получили из федерального центра, три миллиарда мы направили аграриям – из областного [бюджета]. На сегодняшний день мы по объему валового регионального продукта на душу населения занимаем третье место в Центральном федеральном округе после…
В.Путин: В целом хорошие показатели. Но производство сельхозпродукции все-таки немножко сократилось.
В.Гладков: Могу сказать почему. Потому что у нас, исходя из оперативной обстановки, вышло из оборота 160 тысяч гектаров пашни. Но, несмотря на это, мы в 2024 году – абсолютно [благодаря] героическим усилиям наших аграриев – впервые в истории Белгородской области произвели мяса свинины более одного миллиона тонн в живом весе, то есть этого не было никогда.
Благодаря усилиям наших генетиков, селекционеров переходим на отечественные семена, переходим на отечественную сельскохозяйственную технику, и у нас не падают обороты. Да, безусловно, единственная проблема с обстрелами, потому что мы не можем позволить, чтобы люди погибли, поэтому небольшое снижение по пашне. Но уверен, что эта ситуация нормализуется.
По добыче полезных ископаемых мы продолжаем занимать первое место в Центральном федеральном округе. По объему сельскохозяйственной продукции на один гектар – первое место в Российской Федерации.
В.Путин: Производительность очень хорошая получается.
В.Гладков: Да. Белгородская область всегда славилась высочайшей культурой земледелия и очень сильными сельскохозяйственными предприятиями. Поэтому эта культура, она остается. Надо отдать должное: предприятия уделяют этому максимальное значение. Очень много цифровых решений, которые сейчас внедряются.
Достаточно уверенно у нас развиваются субъекты малого и среднего бизнеса. Мы в этой части занимаем четвертое место в Центральном федеральном округе – более 61 тысячи субъектов, и у нас это [количество] растет.
Могу Вам доложить, что большую роль здесь играет как федеральная поддержка, так и региональная. Например, у нас есть проект «Новые возможности», мы два раза в год его проводим. Плюс 400 новых предприятий у нас формируется по итогам каждого конкурса. Если сравнивать оборот малого и среднего бизнеса, то по сравнению с 2021 годом у нас на 55 процентов этот оборот вырос.
Во время нашей первой встречи Вы ставили задачу, чтобы, несмотря ни на какие обстоятельства, Белгородская область как была, так и должна оставаться одним из лидеров. И мы вместе со всеми хозяйствующими субъектами стараемся уделить этому максимальное значение.
Если кратко, разрешите, по реализации национальных проектов. Основные показатели по национальным проектам мы достигаем.
Наверное, главная проблема, которую мы сейчас не решили, она у нас очень тяжелая, потому что Вы ставите перед нами задачу, перед всеми регионами, увеличения рождаемости. С рождаемостью один из очень сложных показателей не только в ЦФО, но и в стране, поэтому мы две основные отрасли выбрали, с нашей точки зрения, приоритетными – это здравоохранение и образование.
В.Путин: Здравоохранение, насколько я вижу по документам, – все-таки количество врачей на душу населения пока ниже общероссийских показателей.
В.Гладков: Мы начали с того, что в 2020 году была очень большая проблема даже не только с количеством врачей на душу населения, но и с вакантными должностями. За четыре года мы по вакантным должностям в существующих штатных расписаниях наших больниц и поликлиник сократили вакансии, несмотря на сложность, что в 2024 году достаточно много врачей уехало. Мы сократили вакансии в три раза, по среднему медицинскому персоналу – в 3,5. Только в 2021–2022 годах из областного бюджета потратили два миллиарда рублей на приобретение жилья.
Достаточно большое количество мероприятий выстроили, которые позволяют нам компенсировать определенные затраты. Например, если женщина уходит в декрет, то за каждый месяц ее досрочного выхода доплачиваем деньги из областного бюджета.
Формирование нематериальных стимулирующих основ. Я просил Михаила Альбертовича [Мурашко] – очень благодарен, он присылал научно-исследовательский институт, отдельную программу разработали, и мы ее постараемся реализовать.
Мы разработали систему подготовки медицинских кадров, уже начиная фактически с детского сада, так называемые медицинские классы, это у нас отдельное движение.
Очень многие задавали вопрос, говорят: «Вячеслав Владимирович, Вы начинаете проект, который даст эффект только через длительный период времени». Но тоже потом все-таки осознали: не начнем сейчас – не будет никогда. И поэтому могу Вам доложить, что по итогам, например, третьего года у нас более 60 медицинских классов сейчас создано, почти 80 процентов выпускников медицинских классов поступают в медицинские учреждения.
В.Путин: Дай бог. Это, в принципе, абсолютно правильное направление.
Что касается образования. Уровень заработной платы учителей пока все-таки скромный.
В.Гладков: 58 тысяч на сегодняшний день.
Могу Вам доложить, что мы сейчас делаем. Мы в 2022 году вторым регионом в Российской Федерации после Москвы подняли норматив на содержание детей: мы его подняли до уровня гимназий и лицеев. То есть все 554 школы мы выровняли, чтобы все работали на равных условиях.
Мы дополнительно выделяем два миллиарда в год. У нас практически сократились…
В.Путин: Чтобы не была в одном месте высокая [зарплата], а в другом месте очень низкая.
В.Гладков: Да. Мы говорим, что у всех 300 тысяч детей, – какая разница, в селе они или в городе, – должны быть одинаковые возможности.
В.Путин: Правильно.
В.Гладков: Второе. Я Вам докладывал о ходе выполнения два года назад мероприятий по капитальному ремонту школ. Мы вместе с директорами школ, с учителями гордимся тем, что у нас идет такой симбиоз, когда директор школы, исходя из особенностей профиля каждой школы, формирует вместе с дизайнерами отдельное решение: улица, фасадная часть, внутреннее наполнение.
Почему мы это делаем? Потому что для ребенка – это одиннадцать лет жизни, для учителя – это вообще вся жизнь. У меня мама учителем была, и понимаю, что это средовая история, и здесь эта гармония должна сопровождаться. Если ее нет, то очень трудно какие-то ценности вложить, когда штукатурка [вокруг]: закрываешь глаза, не понимаешь, где ты – в районной больнице с облезшими стенами или в школе.
Мы построили сейчас, благодаря Вашей поддержке, – это программа в рамках ВЭБа, «ПроШкола», – уже по итогам этого года девять школ, в которых более 10 тысяч человек. Это абсолютно уникальные парки, это абсолютно уникальная архитектура, наполнение, дизайн. Если честно, то мы делаем школы полного дня, когда ребенок приходит в 8 часов утра, заканчивает уроки, учит уроки в этой школе. Затем секции, спортивные, учреждения культуры. Много очень спортивных объектов, которые расположены в парках.
(Комментируя презентацию.) Это наш [санаторий] «Бригантина Белогорье» – в Крыму, в Евпатории.
В.Путин: Красиво.
В.Гладков: С левой стороны первая очередь – тут уже видно, а с правой стороной мы планируем начать в этом году. Благодарен Сергею Аксёнову. Он нам передал в государственную собственность Белгородской области этот объект. Мы уже два миллиарда областных денег туда вложили. Конечно, это счастье. У нас своя первая береговая линия, дети фактически прямо на море. Многие же не были вообще никогда на море.
Сделали костровые в виде мангалов, и у каждого отряда есть лавочка, где каждый день они подводят итоги, поют песни под гитару. Шум волн, костер – это, конечно, сказка. У них впечатлений очень много.
В первую очередь, конечно, везем туда детей приграничных муниципалитетов, которых просто нужно защитить. Это круглогодичный санаторий. Там оздоравливающие процедуры, учебные классы.
(Комментируя презентацию.) Это мы Вам докладывали. Это одна из самых страшненьких школ была в Белгороде, а сейчас уникальное пространство. Мы это делаем сознательно, потому что средовая история.
Следующий этап. Конечно, стены учить ребенка не могут. Поэтому мы сейчас разработали систему целевых показателей – она направлена на то, чтобы воспитать успешного ребенка, успешного человека, который бы, закончив белгородскую школу или вуз, нашел применение на наших предприятиях.
В.Путин: Это сельская школа?
В.Гладков: Да.
В.Путин: Здорово.
В.Гладков: Владимир Владимирович, если получится, с удовольствием Вам доложим, покажем все это. Самое главное, это Белгородский район. Когда мы говорим, что это сельские школы, нам никто не верит. А это даже не лицей – это обычная школа, в которой учатся обычные дети.
В.Путин: Хорошо.
В.Гладков: По итогам 2025 года у нас каждый третий ребенок будет ходить в новую или капитально отремонтированную.
В.Путин: Эти спортивные мероприятия, спортивные объекты – в рамках нацпроекта «Демография», да?
В.Гладков: Да. Мы даже в 2023 году, в феврале, проводили: у нас было пять полумарафонов по области, даже в Белгороде у нас стартовало 8,5 тысячи [человек]. В этом году мы сейчас пока не можем рассчитывать на большие мероприятия, но в рамках регулярного занятия спортом мы достаточно уверенно занимаем лидирующие позиции в стране. В рамках, например, проекта «Всеобуч по плаванию» – первое место в России.
Мы пытаемся создать систему образования таким образом, что мы договорились даже с учителями, выбрали пять пилотных школ, где сейчас выстраиваем систему критериев и оценки, и по достижению меряем на начало года, то есть на 1 сентября 2025 года. Через год, если все достигается, мы повысим заработную плату в два раза. Если к нам учителя из других школ в этот проект присоединятся, я смогу Вам через два года доложить о том, что у нас средняя зарплата…
В.Путин: У Вас есть понимание, как и куда двигаться.
В.Гладков: Самое главное, Владимир Владимирович, мы здесь никого не ущемляем, потому что мы даем возможность, право выбора. Есть у нас проект, есть «дорожная карта», и мы ее выполняем.
Но перед тем, чтобы получить доверие учителей, мы провели, например, сократили за счет внедрения цифровых решений на 30 процентов бумажную рутинную работу, то есть с учителями работаем. И мне кажется, это большой задел. Когда был тяжелый период 2024 года, когда Белгород горел, очень многие принимали решение, что делать с детьми.
Я благодарен Вам от имени всех жителей приграничья за Ваше решение, когда мы 70 тысяч детей за лето и за осень смогли переместить. Родители остались дома, и понимаем: ребенок в безопасности, тогда уже можно как-то справляться.
Поэтому понимание успешности ребенка – оно очень важно для любой семьи. У нас здесь акцент: он должен быть здоровый, заниматься спортом. Если заболел, мы его лечим и даем одно из лучших образований в стране. Поэтому надеюсь, что сможем изменить вот эту демографическую ситуацию.
В.Путин: У вас единый стандарт региональных мер поддержки ребят на СВО…
В.Гладков: Да, мы в прошлом году, Владимир Владимирович, внедрили.
Вы прекрасно знаете, так получилось, что у нас одна из точек входа в зону СВО. Очень многие проходят через нас, и поэтому это внутреннее состояние – сопереживание нашим бойцам – оно есть, наверное, у каждого белгородца, и понимание, что мы должны помогать им, тем более после страшных испытаний, когда они возвращаются.
Мы даже для себя поставили одну из главных задач: реабилитация – психологическая, медицинская, и очень важно – трудоустройство. Мы для себя ставим задачу, что каждого нашего, кто вернулся, бойца мы постараемся трудоустроить, исходя, конечно, из тяжести ранений. Но это задача стоит, тем более у нас такая возможность есть.
Плюс у нас есть два проекта. Наверное, мы угадали: в конце 2020 года одно из первых решений, которое мы принимали, – строительство центра адаптивных видов спорта. Он на сегодняшний день является, по оценке Паралимпийского комитета, лучшим в стране, потому что, если честно, во главе поставили женщину – Елену Владимировну [Стрижакову], которая душой живет. Она каждый уголочек, каждую деталь делает.
После начала СВО – сейчас к нам приходят бойцы с очень тяжелыми ранениями, фактически для них новая жизнь. Они уже составили большое количество – у нас там до 40 видов спорта, по различным заболеваниям можно проводить. Для них уже как второй дом, новая точка роста уже в мирной жизни.
Мы, конечно, в каждом муниципалитете не построим такой. Но мы хотим адаптировать этот проект по возможности на другие 22 муниципальных образования.
В.Путин: С фондом «Защитники Отечества» работаете?
В.Гладков: Конечно.
Кочерова Анна Михайловна – руководитель фонда, она замглавы Шебекинского района. У нее муж воюет, сын воюет, она сама из Шебекино. Она горит этим, она живет этим. Она прошла 2023 год, отвечала за социалку в Шебекино. Для нее это внутреннее состояние.
Я благодарен Денису Валентиновичу Мантурову. Мы заключили соглашение, и насколько я понимаю, первые в стране, которые построили филиал ЦИТО для протезирования. Мы его открыли два года назад. Помещение предоставил регион, область, а все оборудование нам дал Минпромторг. Мы его установили. Мы этот проект рассматриваем как межрегиональный. Новые регионы плюс Курская, Брянская, Орловская области. Это огромный комплекс.
В.Путин: Чтобы ребята могли бы приезжать, там жить.
В.Гладков: Да. Потому что, как говорят, в рамках реабилитации это очень важно, чтобы они несколько недель там жили…
В.Путин: Да, конечно.
В.Гладков: Процесс изготовления протезов – постепенный, поэтапный. Фактически ЦИТО – это как фабрика, как завод – там изготовление, обучение, протезирование, адаптация. Поэтому для нас это ни в коем случае не предел, мы будем исходить из возможностей бюджета и из потребностей людей, потому что какую задачу они нам будут ставить – так мы и будем.
В.Путин: Вячеслав Владимирович, прежде чем мы перейдем к текущим вопросам экономической, социальной ситуации в области и к оперативной обстановке, есть еще одна тема, которая важна, Вы знаете о ней наверняка. 150 миллионов тонн отходов ежегодно образуется в Белгородской области.
В.Гладков: Да.
В.Путин: Тоже нужно решать эту задачу.
В.Гладков: Конечно. У нас был планы по строительству мусоросортировочного завода в районе Белгорода. Мы сейчас, к сожалению, этот проект остановили. У нас, действительно, в 2024 году была большая проблема в течение полугода с вывозом твердых бытовых отходов. Это была ошибка, которую допустило правительство, то есть ответственность на мне.
Мы просмотрели, что подрядчик, который работал у нас на основном объеме, потерял финансовую устойчивость, и нам пришлось предпринимать экстраординарные усилия: мы приобрели в лизинг свою технику на миллиард рублей, сейчас эту работу стабилизировали.
Есть проблемы с отходами, потому что, понимаем, есть металлургические предприятия: Старый Оскол, Губкин. Есть большое количество сельскохозяйственных предприятий, у которых тоже отходы биологического характера, а в летний период они приносят достаточно большое недовольство людям в некоторых районах.
И, конечно, твердые бытовые отходы. По-хорошему, строительство мусоросжигательного завода – у нас все-таки регион не очень большой, там «экономики» нет. Мы видим строительство двух. Один у нас есть. Сейчас, скорее всего, мы будем приобретать его в региональную собственность, потому что у него достаточно тяжелое финансовое состояние, большая закредитованность. Мы боимся, что он будет банкротом – мы не можем его потерять, он находится в одном из районов. Второй мы хотим поставить, как я уже Вам доложил, в городе Белгороде.
Есть такая проблема, мы понимаем ее, Владимир Владимирович, будем заниматься. Надеюсь, что Вам доложу ее исполнение.
В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Это что у Вас там, книжки?
В.Гладков: Владимир Владимирович, для нас ПВО стала нормой жизни. Когда читаешь книги о Великой Отечественной войне, очень много было написано книг, песен, картин. Война настолько сильно внутренне проникает во все уголки и какие-то скрытые потенциалы создает. Тяжелые испытания на приграничных жителей выпали. Одна из девушек, художница, на осколках С-400 стала рисовать эти картины.
В.Путин: Это не осколок С-400. Это крышка.
В.Гладков: Это корпус, это крышка, абсолютно верно. Она стала таким, наверное, символом. С одной стороны, это то, что нас защищает, а с другой стороны, и надежда – не то что надежда – уверенность в близкой победе есть в душе каждого из нас. Если честно, хотел передать от всей души.
В.Путин: Спасибо большое. Передайте автору большое спасибо.
В.Гладков: Обязательно передам.
В.Путин: Хорошая картина, душевная. «Белгород не сдается». Спасибо большое.
<…>
