Вот бронежилет. Он весь порван был, со следами крови… Когда привезли его, я этот ящик даже боялась открыть…
Этот бронежилет носил Эдуард Лукошюс, Герой России из брянского поселка Локоть. Он погиб в зоне проведения специальной военной операции. Преподаватель Локотской школы №3 Татьяна Герасимова когда-то учила его, она многое может рассказать ребятам, которые заходят в школьный музей и заворожено рассматривают маленькую экспозицию, посвященную бойцу. А потом прикасаются к боевому ножу четырнадцатого века, который был найден на Брасовской земле, к столетней гармошке, к старому телефону, откуда сейчас раздастся «голос Путина».
Как рассказала «Брянская учительская газета», музей ? удивительное дополнение школы, тот уголок, где история родного края предстает в виде уникальных предметов, где для ребят начинается путь к патриотизму. Однако маленький кабинет уже тесен, нужна помощь, и ее пообещал заместитель губернатора Алексей Жук.
В советские времена музеи были во многих школах, но потом, когда историю начали ломать, когда сознание не только молодого поколения наполняли антироссийской отравой, они просто исчезли. Куда-то пропали подлинные свидетельства эпох, ушли вместе с ними и рассказы о родном крае.
Удивительно, но многие ребята не знают, пока не побывают в нашем музее, даже о том, что эти места связаны с братом императора Великим князем Михаилом Александровичем, ? рассказала «Брянской учительской газете» Татьяна Герасимова. ? Только здесь впервые видят портреты дореволюционного владельца Брасовской усадьбы, а также его брата Георгия. А ведь основой для развития промышленности наших мест были предприятия, которые построили при Михаиле Александровиче: и конезавод, и механические мастерские, и пенькозавод, и многое другое. Ну и, конечно, у нас ребята могут многое узнать о Великой Отечественной войне, о бойцах, которые сражаются в зоне специальной военной операции. В их глазах появляется какой-то особый свет. Так происходит только тогда, когда человек соприкасается с чем-то новым.
Музей основал бывший директор школы, краевед Борис Осипов. Он издал несколько книг об истории Брасовского района, собирал в деревнях предметы, которые пополняли экспозицию. В основном они рассказывали о Великой Отечественной войне, не только о героях тех лет, но и о простых людях, которые несли тяготы мрачного времени.
Татьяне Ивановне Герасимовой пришлось возрождать музей после смутных девяностых годов прошлого века, когда историю растоптали, изолгали, а потом сбросили «с корабля современности» ? таков закон всех революций.
У Бориса Васильевича был клуб «Поиск», и сам он, когда возглавлял районный отдел образования, ездил по школам и многие предметы привозил из отдаленных сел, ? рассказывает Татьяна Герасимова. ? К сожалению, эта работа, начатая в советские времена, не получила продолжения. Музей возродили несколько лет назад. Решили начать с русского народного костюма. Спросила у ребята, может ли кто-то принести старое платье или сарафан бабушек и прабабушек. И начали нести. В классе уже места не хватало, а нужно представить костюм так, чтобы было видно, кто его подарил, где он сшит. Тогда, около шестнадцати лет назад, и возникла идея: давайте создадим музей. В 2009 году у меня уже были посетители. Музей занял небольшую комнатку, где и находится поныне. Но я рада тому, что уже этот кабинет есть.
Сегодня в этом помещении, конечно, тесно. И не только потому, что удалось собрать множество исторических предметов, а потому что для их описи, систематизации и размещения нужно прежде всего специальное оборудование. Естественно, требуются немалые деньги. Потому пока ребята, заходя в комнату, выискивают в залежах то, что на виду: старый проигрыватель, который принес учитель истории, «Пионерская правда», еще один номер газеты, который рассказывает о гибели космонавтов в 1971 году, оружие разных исторических эпох, старая швейная машинка «Зингер», печатная машинка писателя Николая Родичева, который жил в Локте несколько лет.
Плотной группой держатся манекены, которые облачены в народные костюмы русских крестьянок. Казалось бы, в одном районе должны быть схожие узоры и покрой, но нет, каждая деревня хотела отличиться, потому такой интерес к брасовским костюмам был у фольклорных коллективов, которые приезжали в музей, выясняли, как сто или двести лет назад работали швеи.
>




































