Тайны брянской земли: откуда Петр I руководил сражениями и где явился лик Николая Чудотворца

Тайны брянской земли: откуда Петр I руководил сражениями и где явился лик Николая Чудотворца

1708 год. Разгар Северной войны. Шведская армия Карла XII рвется вглубь России. В этом напряженном контексте Брянск с его стратегическим положением и развитым железоделательным производством становится важным тыловым центром. Именно здесь, по данным летописей, с 22 по 24 октября 1708 года находился царь Петр Алексеевич.

Но краеведы и историки ссылаются на более глубокий источник — труд наместника монастыря архимандрита Иерофея «Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии». В нем утверждается, что государь не просто посетил Брянск, а подолгу проживал в Свенской обители, используя ее как надежную и удаленную от основных маршрутов ставку.

«Особенно в октябре месяце 1708 года замечательно пребывание государя в Свенске, — пишет архимандрит Иерофей. — Царь, наблюдая за ходом шведских военных отрядов, прибыл из Смоленска в Брянск, и в Свенской обители услышал об измене гетмана Мазепы».

Этот эпизод выглядит крайне правдоподобно. Из монастыря, стоящего на высоком берегу Десны, открывался прекрасный обзор на подступы к городу. Кроме того, здесь царь мог уединиться для принятия стратегических решений. По легенде, именно отсюда он немедленно отправился в село Погребки, чтобы нейтрализовать последствия предательства Мазепы.

Кресло, которое мог держать в руках Петр

Самым осязаемым артефактом, связывающим Петра I с монастырем, является кресло, хранящееся сегодня в Брянском краеведческом музее. Предание гласит, что его собственноручно сделал сам царь-плотник и подарил обители в знак благодарности за гостеприимство.

Историки относятся к этой реликвии с осторожностью, но не опровергают ее напрямую. Известно, что Петр I владел множеством ремесел и действительно мог оставлять после себя подобные подарки. Для монастыря же этот предмет столетиями служил бесценной святыней, материальным подтверждением царского визита.

После знаменитой Полтавской победы, как утверждает предание, государь вновь посетил Свенский монастырь, где отслужил благодарственный молебен. Эта деталь завершает картину, превращая обитель из временной штаб-квартиры в место благодарности за дарованную победу.

Как явление на дубу породило святыню

Если история с Петром I — это сплав документальной хроники и монастырского предания, то история источника в Бычино — чистое народное чудо. В начале XX века проезжий путник, направлявшийся через леса Навлинского района, остановился у родника, чтобы напиться воды.

Согласно легенде, едва он приблизился к воде, как на стоящем рядом дубе ему явился образ Святого Николая Чудотворца. Потрясенный увиденным, странник решил обустроить здесь святой колодец.

Это благое дело не осталось незамеченным — вскоре рядом с источником начали селиться люди, образовав со временем населенный пункт, который в разных вариациях стал называться «Бычин ручей», «Бычино» или «Бочино».

Само возникновение поселения «с нуля» вокруг святого места — уникальный случай, говорящий о глубокой вере местных жителей и силе чуда, которое они признали.

Почему к источнику едут паломники со всей России

Вода в Бычинском колодце, согласно поверьям, обладает особыми свойствами. Она не замерзает даже в лютые морозы, сохраняя постоянную температуру +3, что многие верующие считают знаком божественного покровительства.

Но главная ее ценность — целительная сила. Испокон веков сюда приезжают люди, страдающие от различных недугов. Особой любовью источник пользуется у женщин: беременные приезжают сюда, чтобы во время омовения передать будущим детям «силу и здоровье», а семейные пары, долгое время не могущие зачать ребенка, молятся здесь о рождении первенца.

Пик паломничества приходится на дни памяти Святого Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря. В эти дни тропа к роднику не зарастает — десятки и сотни людей приезжают сюда, чтобы набрать святой воды, окунуться и обратиться с молитвой к небесному покровителю этого места.

Наследие, которое нужно сохранить

Обе эти истории — и монастырская хроника о Петре I, и народное предание о явлении на источнике — являются неотъемлемой частью культурного кода Брянской области. Они связывают разные эпохи, напоминая о том, что история творится не только в столицах, а чудеса случаются не где-то далеко, а совсем рядом.

Свенский монастырь и источник в Бычино сегодня — это не просто памятники. Это живые места притяжения, где история и вера переплетаются, создавая уникальную атмосферу брянской земли, которая продолжает хранить свои тайны и являть чудеса тем, кто готов в них поверить.

Источник: Новости Брянска

Топ

Лента новостей