В год 80-летия Великой Победы поисковики объединения «Брянский фронт» продолжили на местах былых боев свой благородный и тяжелый труд — возвращение из небытия имен солдат, пропавших без вести. В их рядах уже более пяти лет работает корпоративный поисковый отряд АО «Транснефть — Дружба». О том, как обычные работники предприятия становятся следопытами, их редких находках и главной задаче — в интервью с командиром отряда Дмитрием Демченко.
— Дмитрий, как и почему у АО «Транснефть -Дружба» появился свой поисковый отряд?
— Поисковый отряд «Дружба» был создан в 2019 году по инициативе нашего коллеги, Игоря Петрова. Он давно занимался этой деятельностью, выезжал в экспедиции с брянскими поисковиками. Его энтузиазм и убежденность в важности этого дела нашли отклик и у руководства, и у сотрудников. Так был организован отряд, который вошел в объединение поисковиков «Брянский фронт». Важно подчеркнуть, что он полностью состоит из работников АО «Транснефть -Дружба»: инженеров, операторов, ремонтников — людей самых разных профессий. На сегодня, за время работы нам удалось поднять и предать земле останки более 160 бойцов Красной Армии.

— Расскажите о работе в этом полевом сезоне. Какие экспедиции были наиболее значимыми?
— В этом году мы провели две экспедиции. В апреле работали в Калужской области, у села Букань. Там мы обнаружили около 20 артефактов: гильзы, патроны, части оружия. Но самой интересной находкой стал снаряд для легендарной «Катюши» — такие вещи попадаются нечасто.
А в сентябре мы участвовали в крупной международной экспедиции «Ржев. Калининский фронт». И именно там случилось то, ради чего мы все и работаем.
— Вам удалось установить имена бойцов?
— Да, и это самое большое вознаграждение для поисковика. Мы нашли и смогли прочитать два смертных медальона. Первый принадлежал красноармейцу Андрею Павловичу Ленкову, 1915 года рождения, стрелку. Он пропал без вести в марте 1942-го. Нам посчастливилось найти его родственников в Подмосковье, они поделились фотографиями бойца, а мы 23 октября передали им его личные вещи.
Второй медальон был в очень плохом состоянии, но его смогли расшифровать специалисты в лаборатории. Красноармеец Данилов Кесарь Константинович, 1913 г.р., из Архангельской области воевал в 81-м лыжном батальоне и пропал без вести 17 декабря 1941 года. Работа по поиску его родных сейчас ведется.

— Поисковики часто говорят, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат…
— И каждая экспедиция это подтверждает. Под Ржевом мы попросили разрешения провести разведку на одном из частных огородов. Хозяева, конечно, были в шоке, когда мы за полдня подняли останки двенадцати бойцов. Они десятилетиями растили картошку, не подозревая, что земля хранит такую страшную тайну. У одного из солдат мы нашли патрон, в котором была записка с именем и фамилией. По ней мы нашли родственников, а все останки были с воинскими почестями захоронены в братской могиле у Ржевского мемориала. Это и есть наша работа — ставить точки в судьбах.
— Топливо и горюче-смазочные материалы были буквально «кровью войны», от обеспечения ими Красной Армии многое зависело. Доводилось ли вам находить артефакты, связанные с подвигом работников нефтетранспортной промышленности?
— Действительно, наш нефтепровод «Дружба», хотя и был построен почти через 20 лет после войны, является прямым продолжением традиции обеспечения энергетической безопасности страны, которая была заложена в те годы. Ведь именно из военных лет берет начало история трубопроводного транспорта нефтепродуктов в СССР. Приведу в пример такие магистрали, как построенный под бомбежками продуктопровод «Астрахань — Саратов», поставлявший горючее для обороны Сталинграда; или проложенный по дну Ладожского озера трубопровод для снабжения блокадного Ленинграда.
Брянская область, через которую проходит «Дружба», в годы войны была ареной жестоких боев и партизанского движения, а ее нефтетранспортная инфраструктура подверглась разграблению и разрушению. И мы не исключаем возможности найти артефакты, связанные с уничтоженными нефтебазами.
— Чем еще, кроме полевой работы, живет отряд?
— Мы активно работаем с музеями и молодежью. С 2019 года передали более 100 артефактов в музеи, включая мемориальный комплекс «Хацунь», «Партизанскую поляну», несколько школьных экспозиций. Часть находок хранится в нашем корпоративном музее. Также проводим «уроки мужества» для студентов и школьников, организуем выездные выставки. Для нас важно, чтобы память была осязаемой.

— Предприятие вас поддерживает?
— Безусловно. Компания оказывает нам серьезную поддержку: закупает специальное оборудование, экипировку, при необходимости выделяет транспорт. Это неоценимая помощь, потому что поисковая работа требует не только физических и моральных сил, но и ресурсов. Для нас это показатель того, что сохранение исторической памяти — это общая командная ценность «Транснефть — Дружба».
И она не ограничивается работой поискового отряда. К 80-летию Великой Победы силами сотрудников АО «Транснефть — Дружба» был полностью обновлен мемориал павшим в Великую Отечественную воинам-землякам в селе Высокое Унечского района. Вместо обветшалого старого памятника был изготовлен и установлен новый, проведено благоустройство. Ежегодно ко Дню Победы мы устраиваем маленькие персональные праздники с цветами, подарками и песнями для ветеранов, тружеников тыла и бывших малолетних узников, ранее работавших на предприятии «Транснефть — Дружба».
— Если подвести итог, в чем вы видите главную миссию вашего отряда?
— Наша главная задача — вернуть имена неизвестным героям, тем, кто ценой своей жизни освобождал мир от фашизма. Передать из поколения в поколение память о подвиге советского народа. Каждый поднятый боец, каждая возвращенная семье история — это наш долг, который мы стараемся исполнить. И мы не собираемся останавливаться.
Ева Грэйс





































