На днях пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что все мессенджеры одинаково «дырявые». Но не для всех, а для кого надо. Мол, все они «абсолютно прозрачны всех мессенджеров для спецслужб
— Любые мессенджеры — это абсолютно прозрачная система […] для спецслужб, — заявил Песков, тем самым поставив точку в спорах об анонимности и приватности.
Вопрос только в том, кто «слушает» и зачем. Из опыта мы знаем, что Telegram (при всём своём мятежном духе) с властями сотрудничает. Все помнят байку про WhatsApp, который сливает данные ЦРУ (интересно, зачем лейтенанту Логану Полу из Айовы информация о слесаре Сергее из завода в Кандалакше?). А так называемый национальный мессенджер (с названием на латинице) Max, если верить многочисленным исследованиям, собирает «ненормально широкий спектр личных данных и записывает каждое действие пользователя», который уходит не за границу, а в отделение на соседней улице.
Крикуны завопят, что и WhatsApp с Telegram тоже собирают информацию, но вот загвоздка: историю поиска и внешние аккаунты не привязывают к личности. Более того: коды обоих приложений открытые, то есть, можно посмотреть, что и как там устроено. Код Max подвергнут обфускаии. Так делают, когда исходный код программы содержит конфиденциальную информацию, а также когда злоумышленники хотят скрыть свои злонамеренные действия от антивирусных программ. Впрочем, если вспомнить, что в латинско-национальный мессенджер хотят встроить «Госуслуги», то в принципе обфускация понятна. Но сомнение остаётся.
Закончу на позитивной ноте. Тем, кто гордо заявляет: «Мне нечего скрывать», позволю дать совет: выйдите тогда на улицу и отдайте ключи от квартиры первому встречному, пусть посмотрит, что там у вас дома. Вам же нечего скрывать.
Фёдор Волконогов