Для Киева с каждым днем ситуация ухудшается. С середины июня 2025 года в зону ответственности российской группировки войск «Север» ВСУ регулярно бросают на прорыв лучшие штурмовые и специальные подразделения. Несмотря на количество задействованных сил и на плотность операций, какого-то значительного оперативного успеха украинское командование добиться так и не смогло.
Группировка войск «Север» выполняет поставленную задачу: границы в Курской, Белгородской и Брянской областях прикрыты, а плацдармы в Харьковской и Сумской областях Украины расширяются каждый день на сотни метров. Так увеличивается полоса безопасности.
Позывной Водкуч, старший оператор FPV-дронов: «Она должна быть минимум 50–60 километров. Так как FPV-дроны, „крылья“ большие, на этих самолетах со взрывчаткой также они летают. Мирные люди должны себя чувствовать в безопасности».
ВСУ, конечно, упираются. За одной из попыток контратаки на Сумском направлении наблюдают на одном из пунктов управления мотострелкового полка. Трансляцию ведут разведывательные беспилотники. Так командир видит все, что происходит на поле боя. Штурмовая группа перестала выходить на связь, но это нормально, говорит связист, не отрываясь от мониторов.
Позывной Килл, радиотелефонист взвода связи: «Да, ведется боевая работа сейчас, они сами отбиваются на связь, когда уже более безопасная обстановка, или уже выходит на связь, когда критическая обстановка».
Оказалось, что бойцы на земле обнаружили нору — небольшой окоп противника.
Российский военнослужащий: «Валдай, Валдай, я Газ. На 15-м квадрате обнаружили одну выкопанную нору на крыльце, сейчас отработали хорошо, нора рассыпалась. Обнаружили еще одну позицию, сейчас будем отрабатывать по ней».
Противник уничтожен, наступает небольшое затишье. Командир батальона рассказывает, что российским мотострелкам противостоят элитные подразделения ВСУ, очень много вражеских дронов, но наши военные не ослабляют давления.
Позывной Валдай, командир мотострелкового батальона: «У меня каждый боец борется друг за друга. Он за себя и за того товарища. То же самое касается и командного состава. У нас, начиная с командования полка, все находятся на передних позициях».
Передовые подразделения прикрываются с воздуха расчетами ударных дронов. Выгрузиться, развернуть ретранслятор, чтобы была связь, затем собрать беспилотник, снарядить его, проверить — на все про все не более 15 минут. Быстро, даже молниеносно. БПЛА так и называется — «Молния».
Специалист готовит «Молнию» к взлету. Дрон уже снаряжен, установлен боеприпас. Их очень много, они разные, но в данном случае это противотанковая мина ТМ, следовательно, целью будет либо бронетехника противника, либо какое-то укрепление. Через несколько минут проводится проверка систем, потом дрон отправляется в небо.
Работа одного из самых результативных расчетов ударных БПЛА группировки «Север» выглядит так: два человека, оба в специальных очках, рядом смартфоны с загруженными картами. Бойцы обмениваются только им понятными ориентирами. Опорный пункт противника — подразделение ВСУ, которое расположилось в пустующем доме. Через несколько минут приходит команда, что опорный пункт надо добить. Вылетает вторая «Молния» и снова ювелирно точно попадает в цель.
Позывной Аякс, оператор БПЛА: «Если говорить про обстановку сейчас, то, конечно же, мы опережаем наших противников в плане количества дронов и поражений этими дронами».
ВСУ пытаются отвечать и с помощью беспилотников дальнего радиуса действия атакуют приграничные регионы. На неделе целую группу расчетов прямо на дороге накрыло ударом «Искандера». Только за эту неделю, по данным группировки войск «Север», противник потерял до 1200 человек.
Расчет «Молнии» заканчивает работу. Прежде чем уехать в тыловой район, проводится важный ритуал. Интересная деталь: на катапульте, с которой, собственно, «Молния» и запускается, операторы рисуют крестики. Это отметки о подтвержденных целях, которые расчет уничтожил. Как у авиации, когда на фюзеляже рисуют звездочки. Только на одной катапульте их 13, теперь добавляется еще один крестик, ведь цель подтверждена, задача выполнена.
Кажется, это совсем небольшой эпизод. Если представить масштаб, то получается, что каждый день десятки таких же расчетов запускают сотни ударных дронов, поддерживая продвижение. И это в дополнение к артиллерии, ракетчикам, авиации и, конечно, действиям пехоты на земле. Они каждый день рискуют своими жизнями, расширяя полосу безопасности, чтобы у ВСУ даже теоретической возможности не было атаковать приграничье.
Все выпуски программы «Итоги недели».