Проверка показала масштабные хищения на строительстве оборонительных сооружений в приграничье. Вместо обещанных "зубов дракона" страна получила ущерб на сотни миллионов рублей. Кто допустил прорыв ВСУ?
Руководство России впервые всерьёз озаботилось обороной приграничных регионов, когда отдельные подразделения ВСУ только начали совершать свои "тик-ток набеги". Прибежали, сфотографировались с украинским флагом на фоне какого-нибудь местного ларька, обстреляли чей-то жилой дом (террористы остаются террористами, какую бы военную задачу им не ставили) и убежали обратно. Как правило, такие "переможники" при отступлении несут потери, но это их не останавливало.
Уже тогда было принято решение возвести в приграничье оборонительные линии. Когда в марте 2023 года боевики РДК* вторглись на территорию Брянской области, там уже были укрытия для гарнизона и "зубы дракона" - бетонные пирамидки, задача которых - сдержать продвижение тяжёлой военной техники врага.
Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press
Однако тут были нюансы, которые всплыли позже. В ходе проверки защитных сооружений в Курской области, где впоследствии и произошло вторжение, было установлено, что прочность бетона в этих пирамидках - в два раза меньше заявленной. И как будто этого мало, сами "зубы дракона" толком не были установлены. Как позже заявлял бывший ветеран "Вагнера", противотанковые надолбы не преграждали путь, а просто были аккуратно расставлены вдоль шоссе. Типичный чиновничий формализм: укрепления изготовлены, на место доставлены, а дальше меня уже ничего не волнует. "Мавр сделал своё дело, мавр может уходить".
Уже после того, как враг был изгнан из Курщины, началось большое расследование, в ходе которого начала прорисовываться схема, которая была одна для всёх трёх приграничных регионов - Курской, Белгородской и Брянской областей.
Вся работа по возведению укреплений шла через заместителей губернаторов. Они брали деньги из бюджета, передавали их генподрядчику, а тот перепоручал работу подрядчикам. На каком-то из этапов деньги пилились на непрочном бетоне, и чиновники получали свои откаты.
Примечательно то, что все приграничные заместители губернаторов, которые сейчас проходят фигурантами уголовного дела, получили под управление стройкомплексы почти одновременно. А двое из них до назначения на высокий пост привлекались к уголовной ответственности, но благодаря связям соскочили.
Это позволяет предположить, что у фигурантов есть более высокие покровители, которые, по всей видимости, получали главную долю от откатов.
Как итог: сумма ущерба от воровства на фортификациях в Брянской области составила более 818 млн рублей. Ущерб в Белгородской области - более 924 млн рублей. Ущерб в Курской области - 4,1 миллиарда рублей (такие данные позже озвучил новый губернатор Курской области Александр Хинштейн).
156 миллионов - так казалось в самом начале. На деле сумма оказалась куда большей. Скриншот: Telegram/Ирина Волк
В Курщине за возведение обороны отвечал первый замгубернатора Алексей Смирнов (позже он стал преемником губернатора Романа Старовойта), а также директор областной Корпорации развития Владимир Лукин. В Брянской области - замгубернатора Николай Симоненко и директор регионального Управления капстроительства (УКС) Евгений Жура. В Белгородской области - замгубернатора Рустэм Зайнуллин и начальник областного Управления капстроительства Алексей Сошников. Все перечисленные лица стали фигурантами уголовного дела и помещены под стражу.
Есть и ещё одна странная деталь, которая объединяет коррупционные схемы. Во всех случаях строительством оборонительных заграждений занимались гражданские фирмы, которые плохо разбираются в военных укреплениях. Почему для этой работы не привлекли специалистов из инженерных войск - остаётся загадкой.
Точно известно только одно. Если бы на оборонительных сооружениях не воровали, то ВСУ вряд ли смогли зайти в Курскую область и держать большую часть региона в оккупации на почти целый год.
*РДК — экстремистская и террористическая организация, подчинённая ГУР Украины, чья деятельность запрещена на территории России.