Самый страшный закон природы — это закон о скорости света. Вероятно, единственное, что позволяет знать об этом ограничении и не сойти с ума от отчаяния, — это вера в то, что рано или поздно его удастся обмануть. Вера эта ни на чём не основана и является для физиков почти религиозной. Ничто в мире, ни один опыт не позволил за всё время существования физики хоть на ничтожную долю сдвинуть эту стену.
Закон этот проникает везде, во всех явлениях природы, на всех масштабах. Он более фундаментален, чем масса, чем энергия и даже чем само пространство-время, краеугольным камнем которого он является. И единственное, на чём основана вера, что рано или поздно он будет обойдён, — это почти религиозное убеждение, что мир не может быть так жесток. Что он не способен запереть нас здесь навсегда, на ничтожной песчинке среди бездн пространства, звёзд и галактик, которые манят, зовут, но которых никогда не удастся достигнуть.
Но проблема в том, что законы природы сложны, но конечны. И рано или поздно любая цивилизация открывает последний из них и, разложив их перед собой на столе, вдруг может обнаружить, что это всё. Что никаких лазеек в природе нет. Что Вселенная создалась такой, какая она есть, — фундаментальной, незыблемой… и навсегда недоступной. Закрытой самым сильным замком на свете — фундаментальным законом природы, который, как цивилизация вдруг впервые ясно осознаёт, не имеет никаких исключений. И чем дольше развивается физика, тем больше мне лично кажется, что так оно и будет.
Астрофизики много рассуждают о том, почему в космосе нет следов сверхцивилизаций. Обсуждают механизмы их гибели: эпидемии, метеориты, ядерные войны, взрывы сверхновых, десятки других механизмов. Мне же думается, что всё намного проще. В один момент каждая цивилизация открывает последний закон природы — и в этот момент всё впервые ясно понимает.
И цивилизация умирает от тоски.
_______________________________________
Надежда Парнок