Президент России Владимир Путин ежегодно проводит встречи с представителями парламентских фракций, чем подтверждает важность политических партий в жизни страны. Но как изменяется партийно-политический ландшафт с течением времени?
Заместитель председателя Общественной палаты Брянской области Максим Попов считает, что, по большому счёту, в России сформировалась условно «двухпартийная» система, где за голоса избирателей борются «партия Слова» и «партия Дела». И, по мнению Попова, наша приграничная Брянская область является показательным примером. Вне зависимости от партийной принадлежности и декларируемых взглядов, большинство депутатов всех уровней занимаются решением практических задач, деятельной защитой интересов избирателей, они заняты делом.
— При этом есть незначительная политическая прослойка, – говорит Максим Анатольевич, – которая успешно игнорирует окружающую действительность, не собирается делами защищать и развивать регион, но ограничивается громкой, а порой и агрессивной, риторикой. На прошедших региональных выборах к «партии Слова» хотела примкнуть молодая политическая сила, также сделавшая ставку на безответственную болтовню и пестроту дешёвых спецэффектов. К счастью, выяснилось, что надуть резинового слона они могут, а вот надуть избирателей не получается.
Попов уверен, что партийная система развивается, а вот ответ на вопрос, что в ней нужно изменить, даёт избиратель.
Ректор БГИТУ Валерий Егорушкин указал на ещё не осознанный и не получивший своё название феномен, наблюдаемый в партийной жизни. Если раньше депутат был единственным «инструментом» обратной связи народа и исполнительной власти, то сейчас, с развитием технологий коммуникации, всё больше используются иные средства.
— Демократия представительства была дискретной – от выборов до выборов, – поясняет Егорушкин, – теперь же работает перманентная демократия, когда для донесения своего мнения, пожелания или требования не нужно дожидаться встречи с депутатом или очередного электорального цикла – достаточно воспользоваться соответствующим сервисом, а то и просто поделиться проблемой в социальной сети.
Некоторое нивелирование партийных программ Валерий Алексеевич объясняет этим феноменом: «Партии становятся более зависимыми от мнения народа, приближаются к реальным интересам людей. Причём, происходит это также не от раза к разу, а непрерывно, онлайн».
По мнению Егорушкина, одним из результатов этой гибкости и оперативности является общественно-политическая стабильность: противоречия не успевают накопиться, они разрешаются в рабочем порядке.
Доцент брянского филиала РАНХиГС Екатерина Карпенко напомнила, что когда нынешний состав Государственной думы был избран, РБК провел анализ по разным показателям. Оказалось, что медики, мэры городов, журналисты и спортсмены составляют по 4 и более процентов от числа депутатов. Средний годовой доход по депутатскому корпусу Госдумы составил 61,5 миллионов рублей, средняя сумма на банковском счете – 100 миллионов.
— Очевидно, что такой состав Думы не в полной мере отражает социальный состав избирателей, – констатирует Карпенко, – Лично мне сложно предположить, что такие представители хорошо представляют жизнь и проблемы своих избирателей. И этим объясняются странные, порой, законодательные инициативы народных избранников.
Екатерина Викторовна считает, что партиям стоит подумать над тем, чтобы выдвигать в депутаты людей, образ жизни которых более приближен к образу жизни среднестатистического жителя региона.
Ева Грэйс