Высокие процентные ставки, ужесточение регулирования со стороны Банка России и рост цен на автомобили окажут серьезное давление на рынок автокредитования в 2025 году. По оценкам экспертов, объемы выдачи кредитов могут снизиться более чем на 20% по сравнению с прошлым годом, опустившись ниже 2 трлн рублей.
Спрос на автокредиты начал снижаться еще в конце 2024 года. Тогда продажи за последний квартал упали на 44%, составив 398 млрд рублей. В текущем году ситуация усложняется дополнительными ограничениями: обязательное подтверждение дохода заемщика при сумме кредита свыше 1 млн рублей, рост цен из-за индексации утилизационного сбора и таможенных платежей.
В таких условиях автокредиты будут доступны в основном участникам госпрограмм и клиентам с высоким стабильным доходом. В то же время россияне все чаще станут привозить автомобили из-за рубежа, особенно подержанные, из-за их более доступной стоимости. Доля новых машин в общем объеме кредитов может снизиться более чем на 5 п.п., вернувшись к показателям 2023 года (42%).
На рынке продолжат доминировать российские и китайские бренды. Пока ситуация не стабилизируется, граждане будут откладывать покупку авто, предпочитая копить деньги на депозитах или эксплуатировать имеющийся транспорт, сообщил заместитель президента – председателя правления ВТБ Георгий Горшков. Он подчеркнул, что конкуренция среди банков за надежных заемщиков усилится, поскольку кредитные организации будут ориентироваться на качество кредитного портфеля, а не на его объем.