Продолжение. Начало здесь

Продолжение. Начало здесь

Продолжение. Начало здесь.

Почему у нас Дед мороз, а не Святой Николай?

Санта-Клаус — это фольклорный персонаж, связь которого с христианским святым Николаем Мирликийским (Чудотворцем, Угодником) опосредованная. В житии святого Николая есть сюжет, как он подбросил кошелек с деньгами в дом бедного горожанина, который хотел продать одну из трех своих дочерей в публичный дом, чтобы собрать на приданое двум другим. Кошелек святого Николая спас девушку от позора и позволил отцу выдать замуж всех трех дочерей. На основе этой истории в католических странах возникла легенда о том, что кошелек он подбросил в дымоход, и он упал в чулок, оставленный сушиться возле камина.

Собственно Санта-Клаус появился уже в Америке в 1823 году, когда профессор Колумбийского университета Клемент Кларк Мур опубликовал написанную для своих детей стихотворную сказку «Ночь перед рождеством или Визит святого Николая». В этой сказке от святого Николая не осталось почти ничего, зато появилась повозка, олени, огромная борода, Северный полюс и все прочее. Сказка стала настолько популярной, что буквально определила образ главного персонажа рождественской мифологии. А нынешний облик Санта-Клауса окончательно был создан в 1931 году художником Хэддоном Сандбломом для рекламной компании «Кока-Колы».

Но в России святой Николай был не просто одним из святых. Это главный русский святой. Он почитался едва ли не наравне с Христом и Богородицей, иностранцы часто его даже называли Русским Богом. Праздник святого Николая отмечался 6 декабря и был очень важной частью русского народного и религиозного календаря. А потому в России превратить Святого Николая в рождественского персонажа было невозможно.

Когда в России вместе с елкой стали перенимать и другие западные рождественские традиции, то у Санта-Клауса не было никаких шансов. Обычно пишут, что «его место занял фольклорный персонаж, славянский вариант зимнего сказочного дарителя — Дед Мороз». Но это не совсем так.

В русском фольклоре никакого доброго деда Мороза не было. Все силы, связанные с морозом, были опасные, угрожающие, ничего уютного и домашнего в них не было. Реальный фольклорный персонаж — Карачун. Его основная функция — убивать людей и сокращать им жизнь. И он скорее прямая противоположность доброму дедушке Морозу.

Также нет Деда Мороза и в русской культурной традиции. В новогодних детских книжках часто цитируют кусок из поэмы Некрасова «Мороз Красный нос»:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Но в этой поэме Некрасова Мороз — злая сила. Как и в большинстве других произведений русской литературы XIX века.

В начале ХХ века среди рождественских елочных украшений, наряду с грибами из папье-маше, шишками из воска или фарфора появляется седой бородатый дед с мешком за плечами — Святой Николай из английских и немецких наборов елочных украшений. Эту игрушку в России называют Морозко или дедушкой Морозом. Постепенно, под влиянием культа Санта Клауса, который развивается в это время в европейских странах, он действительно становится более важной фигурой, чем другие елочные игрушки. Его ставят под елку, выставляют в витринах магазинов. Но главным сказочным персонажем и чудесным дарителем Рождества он в России так и не стал. В сети можно найти русские дореволюционные рождественские открытки начала ХХ века с Санта-Клаусом. Надписи на них сделаны на русском, но это перепечатка немецких серий рождественских открыток.

Зато когда в 30-е годы в Советском союзе создавали собственную новогоднюю традицию Дед Мороз пришелся очень кстати. Он просто получил все функции и облик Санта-Клауса только вообще без каких-либо религиозных коннотаций. А вместо оленей в качестве волшебного спутника он получил Снегурочку, которая была взята как фольклорный персонаж из пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. В дореволюционной рождественской традиции ее, конечно, не было.

Продолжение. Начало здесь

Источник: Telegram-канал "Брянск и новости"

Топ

Лента новостей