2025 год объявлен Президентом России Годом защитника Отечества, и мы продолжаем рубрику «Народ-Победитель», приуроченную к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, - делимся уникальными историями родных и близких членов избирательных комиссий региона.
Надежда Александровна Данченкова, член УИК № 388, рассказывает о партизанской семье Грининых.
«Моя мама Данченкова (Гринина) Антонина Михайловна – участник Великой Отечественной войны.Вместе со своей большой семьей Грининых служила в 1-ой Клетнянской партизанской бригаде под руководством капитана Данченкова Ф.С.
В августе 1943 во время облавы немцы схватили маму и бабушку, выполнявших разведзадание, и бросили в тюрьму города Смоленска. Из тюрьмы они были освобождены войсками Красной Армии.
В книге «Особое поручение» Федор Данченков так описал семью Грининых:
«… шел с нами трудными партизанскими тропами старый Гринин. И прямо вырастал на глазах, когда рядом появлялись - после очередного задания - его сыновья.
Бывало, когда вся семья собиралась вместе, бойцы, лишь выдастся свободная минута, охотно шли «на огонек» к Грининым. Знали: здесь всегда найдется щепотка крепкого, вышибающего слезу табачка на закрутку, хворому - настой трав из походной лесной аптечки, грустному, унывающему, опечаленному бедой - доброе слово, приперченное партизанской шуткой.
Случалось, и я заглядывал на огонек к Грининым, заметив, что приходили сюда партизаны и без особых причин, просто так, истосковавшись по домашнему теплу, по материнскому или отцовскому голосу.
Гринины и в лесу - где только это было возможно - старались быть моими негласными «телохранителями».
Во время больших «гонок», когда бригада вырывалась из смертельного кольца, я обычно замыкал колонну или группы отходивших, и всегда рядом - чувствовал это спиной, затылком - шли Гринины, готовые в любую минуту грудью прикрыть командира.
Не могу без волнения вспоминать об этой семье. С Гриниными связана еще одна, очень памятная для меня история. Они спасли от верной гибели мою мать.
...В то время, когда я был на Большой земле, в Жуково нагрянули каратели. Маму, Ефросинью Поликарповну, - видно, все-таки нашелся предатель - арестовали и увезли как заложницу.
Привезли в Дубровку. Страшно били, допытывая, где этот главный «бандит Федор», бывает ли дома.
Мама твердила одно: «Сын весной ушел на Украину, к своей жене. С тех пор не видела его, ничего о нем не знаю».
В камере - нары, вшивые тюфяки. Мама вскоре заболела сыпным тифом. Ее вывезли в Жуковку в тифозный лагерь, где люди умирали как мухи. В том лагере среди полицейских у дяди Михаила, к счастью, тоже были свои люди. Один из них узнал мать, сообщил через подпольщиков в отряд.
Что делать? Гринины кинулись к Гайдукову, сами вызвались на операцию. Им удалось проникнуть в лагерь, разыскать барак. Маму - жизнь едва теплилась в ее истощенном, истерзанном побоями теле, - они вывезли в телеге под видом умершей родственницы.
Так мама оказалась на свободе…
...А Гринины прошли с бригадой весь боевой путь.
И по-прежнему ни одна партизанская встреча не обходится без них. Все знают: где Гринины - там порядок. И дрова для костра, и картошка, и свежая рыба для традиционной ухи - все будет заготовлено вовремя, без шума и суеты.
Сделают свое - и снова, как в те далекие годы, я ощущаю их присутствие спиной, затылком. И рад, что они есть на земле, и счастлив, что с ними свела меня судьба».
#Победа80