В конце 1950-х в Советском Союзе вошел в моду спор физиков и лириков – дискуссия о значении науки и культуры для человека. Менее известно другое наметившееся соперничество: физиков и химиков. Николай Семенов объединял в себе оба лагеря, рассказали «Бренды России».
1 ноября 1956 года произошло историческое для отечественной науки событие – советскому академику Николаю Николаевичу Семенову была присуждена Нобелевская премия «за исследования в области механизма химических реакций».
Получая награду, ученый подчеркнул, что работа велась коллективно, и старательно избегал местоимения «я». Такова психология советского человека. Однако детство и юношество Семенова пришлись еще на дореволюционные годы.
Николай Николаевич родился 15 апреля 1896 года в Саратове, где его отец исполнял должность помощника делопроизводителя удельного округа. Мать была прогрессивной выпускницей Бестужевских курсов и преподавала математику. Потом семья переехала в Самару. Здесь Николай окончил училище, а в июле 1913-го поступил на физико-математический факультет Петроградского университета.
Еще в Самаре молодому человеку попались в руки книги лауреатов Нобелевской премии по химии 1901 и 1903 годов Сванте Аррениуса и Якоба Вант-Гоффа. Впоследствии академик Семенов в предисловии к главному труду своей жизни «Цепным реакциям» назовет их своими «великими заочными учителями». Но пока он студент и занимается наукой под руководством «отца советской физики» Абрама Иоффе. В 1920 году преподаватель создал Физико-технический рентгенологический институт и пригласил своего бывшего студента возглавить лабораторию электронных явлений.
Об этом периоде и амбициях начинающего ученого свидетельствует история, произошедшая весной 1921 года.
Николай Семенов и его друг Петр Капица пришли к известнейшему художнику Борису Кустодиеву.
- Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей? - спросили молодые люди мастера.
- А Вы собираетесь стать Нобелевскими лауреатами? - шутя поинтересовался художник.
Друзья сразу же ответили утвердительно.
Будучи уже четыре года парализованным Кустодиев не мог написать портрет ученых на рабочем месте, поэтому художник попросил принести какой-нибудь атрибут, символизирующий их исследования. Так на картине появилась рентгеновская трубка.
Борис Кустодиев. Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова
Вскоре Семенов стал заместителем директора Физико-технического института, а 15 октября 1931 года был образован Институт химической физики, который Николай Николаевич возглавлял более 50 лет – до самой своей смерти. В 1944 году учреждение перевели в Москву, и его специалисты включились в работы по атомному проекту СССР.
Молодые ленинградские физики были полны энтузиазма и жажды творчества. Работая в труднейших для развития науки условиях, они открыли и исследовали никому ранее неизвестный новый класс химических превращений – разветвленные цепные реакции. Семенов смог получить принципиальное объяснение многим непонятным ранее явлениям. Одновременно его теория была устремлена в будущее.
«Физика, уже накопила опыт и мудрость старости, а теоретическая химия только достигла человеческого возраста. Именно поэтому все мы так хорошо понимаем, в каких трудностях состоит наша задача, и полностью осознаем слабые стороны наших научных методов. Но, в то же время, нет ничего важнее, интереснее, чем преодолеть эти трудности, и они нас не пугают», - заявит Семенов на Нобелевском банкете 1956 года.
Но самые первые сведения были им получены задолго до этого. В 1934 году Семенов опубликовал монографию «Химическая кинетика и цепные реакции», где дал ряд общих законов химической динамики и обосновал существование механизма цепной или разветвленной цепной реакции, отвечающего за многие химические процессы, включая реакцию полимеризации.
Николай Николаевич прекрасно понимал, что «новая область может быть построена лишь совместными усилиями химиков и физиков, и каждый из них сумеет внести свою лепту, не теряя уважения друг к другу».
Развитие представлений о реакциях шло стремительно. Накапливались новые экспериментальные результаты, возникали новые обобщения, но некоторые подтверждения теорий Николая Семенова 30-х годов удалось получить только спустя десятилетия. В предисловии к переизданию 1956 года труда Семенова «Цепные реакции» академик Александр Шилов пишет: «Читая эту книгу, воочию убеждаешься в правильности утверждения Ньютона, что мы видим далеко, потому что стоим на плечах гигантов».
В своей нобелевской лекции, состоявшейся 11 декабря 1956 года в Технологическом институте Высшей технической школы Стокгольма, Николай Николаевич Семенов наметил новые горизонты исследований:
«Теория цепной реакции открывает возможность ближе подойти к решению главной проблемы теоретической химии - связи между реакционной способностью и структурой частиц, вступающих в реакцию. Необходимо соединить усилия образованных людей всех стран и решить эту наиболее важную проблему для того, чтобы раскрыть тайны химических и биологических процессов на благо мирного развития и благоденствия человечества».
В апреле 2022 года при Президиуме РАН была учреждена Комиссия по исследованию, разработке и популяризации научного наследия выдающихся ученых, в число которых вошел и Николай Николаевич Семенов.
Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.